Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Этот особый вид педагогической деятельности используется с целью создания среды, необходимой для всестороннего развития дошкольников. Воспитательно-образовательная работа в ДОО ведется на всех этапах реализации основных и дополнительных образовательных программ: во время проведения учебных занятий в группе, экскурсий, прогулок, утренников, походов; при организации коллективного или индивидуального игрового процесса, творческой или любой другой деятельности, осуществляемой с целью активизации исследовательской, речевой, двигательной активности детей. Педагог-воспитатель имеет право самостоятельно выбирать методологию и формы воспитательной работы, исходя из возраста, физиологического и психологического состояния воспитанников, педагогических целей и технического оснащения группы.

Воспитательная работа в ДОУ охватывает три возрастных пе­риода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.

В раннем возрасте:

-  поддерживать в ребенке потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игру­шек и действий с ними;

-  прививать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам;

-  развивать у ребенка способность видеть различные эмоцио­нальные состояния близких взрослых и детей (радость, пе­чаль, гнев) и выражать сочувствие (пожалеть, помочь);

-  формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать (пожалеть другого человека, если ему пло­хо, больно, утешить обиженного), а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушки, говорить плохие слова);

-  формировать умение здороваться, прощаться, отвечать на приветствие, благодарить, выражать просьбу.

В младшем дошкольном возрасте:

-  формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать измене­ния настроения, эмоционального состояния близкого взрос­лого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;

-  развивать способность сдерживать непосредственные ситуатив­ные желания «я хочу». Переживания эмпатийного характера (со­страдание, сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выраже­ние радости, печали) регулируют поведение и общение ребенка;

- учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выра­жения радости, восторга, грусти и других состояний;

-  воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отно­шение к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте:

-  развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма - любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отноше­нию к людям, населяющим ее;

- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;

-  воспитывать этически ценные способы общения;

- развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребен­ка уважение к себе.

 

 Обучение детей игре в шахматы в дошкольных образовательных учреждениях

Занятия шахматами с детьми дошкольного возраста на базе детских садов способствует решению ряда государственных задач:

  1. массово приобщить детей 4-6 летнего возраста к шахматной игре; (4-6 лет - наиболее благоприятный возраст для начала занятий шахматами);
  2. посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей; (через игровую деятельность происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности);
  3. своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия ИХ творческого потенциала;
  4. приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту; (дети участвуют в своих первых соревнованиях — личных первенствах района и города для детей до 6 лет, командных первенствах для детских садов, турнирах выходного дня, семейных турнирах и т.д.)
  5. возможность охватить детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации дополнительной образовательной деятельностью;

Особенности обучения игре в шахматы дошкольников

Как известно, основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.

Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Малыши с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям. 

Положительные стороны обучения шахматам детей дошкольного возраста

Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Отчет о шахматном образовании в МБДОУ детский сад "Березка"

Программа по шахматному образованию дошкольников "Шахматы для малышей", педагоги Г.М.Вокуева, Л.Г.Козырева

Грамоты победителей муниципального (заочного) этапа окружного фестиваля-конкурса "Юный шахматист" среди ДОУ Березовского района в 2017 году                   Справка-подтверждение по организации и проведении фестиваля-конкурса

 Приказ Комитета образования администрации Березовского района № 236–од от 04.12.2017 г. об итогах организации проведения муниципального (заочного) этапа окружного фестиваля–конкурса «Юный шахматист» среди дошкольных образовательных учреждений Березовского района в 2017 году